В 1978, в Свердловске, студенты-архитекторы Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал), Андрей Саднов (гитара) и Игорь Гончаров (барабаны), объединились в пока безымянную группу, которая играла на институтских вечерах. Назвав свой проект "Али-Баба и орок разбойников", они вовсю сочиняли собственные песни и даже записывали их на пленку, однако до поры до времени всё это никого, кроме них самих, не интересовало.
В 1983 их тогдашний звукооператор Андрей Макаров предложил группе название "Наутилус", которое и закрепилось за ней навсегда. В том же году "Наутилус" под руководством клавишника и певца местной рок-группы "Урфин Джюс" Александра Пантыкина и звукорежиссера той же группы Александра Гноевых записал свой дебютный альбом "Переезд", полный жёсткого и нелогично звучавшего хард-рока. Примерно тогда же состоялось знакомство Бутусова с Ильей Кормильцевым, в ту пору текстовиком "Урфин джюса".
На вышедшем в марте 1985 альбоме "Невидимка" группа предстала как "нововолновое" трио в составе: Бутусов, Умецкий и Виктор Комаров (клавишные, ритм-бокс). Альбом тяготел к популярной неоромантике: хрупкий, нервный вокал Бутусова выгодно оттенял монотонно-бездушный аккомпанемент баса и синтезаторов. На обложке "Невидимки" (работа известного мастера кавер-дизайна Ильдара Зиганшина) впервые появляется написание Nautilus pompilius, что было сделано с целью избежать путаницы с группой Евгения Маргулиса.
В июне 1986 Nautilus pompilius, состав которого усилил бывший музыкант "Флага" и "Урфин джюса" Алексей Могилевский (клавишные, саксофон), выступил на 1-м фестивале местного рок-клуба, но едва ли сумел воплотить на сцене свое студийное звучание. Тем не менее всего месяц спустя вышел их следующий альбом "Разлука", как показало будущее, лучшая и наиболее известная работа во всей истории группы.
Распространение "Разлуки" сделало ее имя известным практически всюду; впечатляюще-яркое, хотя и неровное выступление перед знаменитым "Аквариумом" на академически респектабельной "Ленинградской музыкальной весне" в апреле 1987 помогло Бутусову поверить в собственные силы, а горячий прием рок-н-ролльной аудитории на подмосковных рок-фестивалях в Черноголовке и Подольске все в том же 1987 подготовил почву для последовавшего за этим взрыва. В декабре был триумф на "Рок-панораме. И понеслось…
Вместе с тем уже тогда во взглядах Бутусова и Умецкого на будущее Nautilus наметились серьезные расхождения, которые привели к тому, что в феврале 1988 последний решил покинуть группу и заняться собственными музыкальными проектами. В состав был ангажирован экс-гитарист "Урфин джюса" Игорь "Егор" Белкин, а в студии многие гитарные партии записывал их звукорежиссер Владимир Елизаров. Оставшуюся часть года Nautilus pompilius активно гастролировал по стране под аккомпанемент неуклонно нараставшей вокруг него истерии и записал массу материала, часть которого появилась на их первой пластинке "Князь тишины" (1989).
Еще в самодеятельный период участники группы снялись в двух короткометражных фильмах молодого уральского кинорежиссера А. Балабанова "Раньше было совсем другое время" и "У меня нет друга". В 1988 другой свердловчанин, В. Хотиненко, снял их в своей фантастической ленте "Зеркало для героя" (по замыслу сценариста, именно на концерте Nautilus Pompilius познакомились два центральных персонажа фильма). Примерно тогда же Nautilus Pompilius стал главным героем документальной ленты финской журналистки М. Мюккенен "Из России с любовью" ("Серп и гитара").
В то время как официальная пресса не скупилась на комплименты в адрес группы, предрекая ей блестящее будущее, рок-критика была настроена куда более скептически. Но самым неожиданным оказалось решение Бутутсова, который 22 ноября 1988 внезапно объявил, что увольняет всех музыкантов. Последовала новая волна слухов и, наконец, в самом конце 1989, Бутусов обнародовал состав обновленного Nautilus pompilius: Беляев, Игорь "Гога" Копылов (экс-"Петля нестерова"; бас) и Игорь Джавад-Заде (экс-"Арсенал"; барабаны). Дебют новой группы состоялся в феврале 1990 на концерте, посвященном 5-летию Свердловского рок-клуба. В противовес клавишно-саксофонному изобилию предыдущей версии Nautilus Pompilius, новая формула звучания опиралась на минималистский, чисто гитарный звук.
В мае Бутусов снова пригласил в группу Белкина, летом они побывали на музыкальной конференции "New Music Seminar" в Нью-Йорке и записали альбом "Наугад", в котором участвовали также сессионеры Олег Сакмаров ("Выход", ныне "Аквариум"; флейта) и Петр Акимов ("Выход"; виолончель).
Следующие два года прошли в непрерывных гастролях по стране; Джавад-Заде ушел и за барабаны вернулся Альберт Потапкин. Осенью 1992 свет увидел альбом "Чужая земля", однако на следующий год история Nautilus pompilius начала с некоторыми вариациями повторяться: после концертов в Калининграде Бутусов неожиданно уволил обоих гитаристов; уже начатая запись нового альбома была приостановлена, а его материал был переписан с лидером "Агаты кристи" Вадимом Самойловым в качестве продюсера и нового гитариста. Альбом "Титаник" вышел весной 1994.
В 1993 также вышел "Отчет", сделанный к десятилетию Nautilus pompilius: альбом-посвящение, на котором их песни поют звезды отечественного рока.
Бутусов вновь привлек к участию в Nautilus pompilius Алексея Могилевского, в то время как гитаристом стал участник его "Ассоциации" Николай Петров. Записанный этим составом альбом "Крылья" оказался менее интересен, чем предыдущие работы группы, их единственным новым хитом стал заглавный номер альбома, а концерты проходили в полных, но реагировавших крайне вяло залах. Видимо, ощущая необходимость вырваться из этого порочного круга, осенью 1996 Бутусов и Кормильцев отправились в Британию, где был записан альбом "Яблокитай": его спродюсировал известный музыкант Билл Нелсон (BE-BOP DELUXE), а в записи участвовали местные сессионные музыканты, но прежде, чем он увидел свет, в январе 1997 Бутусов снова распустил группу. В 2001-м году Вячеслав Бутусов собирает новый колектив Ю-Питер, так что воскрешения Наутилуса не ждем :(( |